Главная страница.

О том, куда смотреть, как смотреть и не только...

Есть достаточно широко распространённое мнение, что для того, чтобы понять, что сделает атакующий, нужно смотреть ему в глаза. Я категорически с этим не согласен и попытаюсь объяснить, почему.

Есть много разных мнений, куда нужно смотреть: в глаза, в район груди, немного в сторону, никуда. Могу сразу сказать, что все подобные мнения я считаю неверными по своей сути, потому что они не отвечают тому, как человек видит и оценивает окружающую обстановку. Я считаю, что смотреть нужно как обычно, не останавливая взгляда ни на какой конкретной точке без крайней на то необходимости. Смотреть нужно так, чтобы оценивать ситуацию заранее, а в момент, когда нужное событие происходит, не смотреть на то, что происходит прямо, а только наблюдать его периферийным зрением, оценивая при этом окружающую обстановку для планирования следующих действий.

Все, кто водит автомобиль знакомы с эффектом, который называется "туннельное зрение". Этот эффект проявляется тем сильнее, чем выше скорость автомобиля. Чем выше скорость, тем уже зона, которую контролирует водитель. На высокой скорости водитель не способен воспринимать красоты пейзажа вокруг, он способен только следить за дорогой и реагировать на какие-то резкие изменения обстановки, но без детальной их оценки. Водитель в состоянии отреагировать на препятствие, которое может неожиданно появиться справа или слева, но оценку того, что это было (пешеход, автомобиль, или ещё что-то), он сделает уже после того, как отреагирует на событие.

Чтобы почувствовать эффект туннельного зрения, совсем не обязательно разгоняться на автомобиле до сотни километров в час. Достаточно выбрать любое слово в центре текста и, глядя только на него, попробовать прочитать второе слово справа или слева. А для того, чтобы взгляд случайно не перескочил на нужное слово, надо постоянно "читать" выбранное слово. Вы обнаружите, что пока вы "читаете" выбранное слово, всё остальное выглядит очень нечётким, и прочитать даже соседнее слово очень затруднительно, не говоря уже о втором по счёту. Это удаётся сделать, только сместив взгляд в нужную сторону.

Почему так происходит? Всё дело в том, как человек видит и анализирует увиденную информацию, как складывается в его голове картина окружающего мира.

Угол зрения человека достаточно широк, почти 180 градусов, но анализировать он способен только ту информацию, которая попадает в пятно размером с 5-ти рублёвую монету (примерно на расстоянии вытянутой руки, ближе - меньше, дальше - больше) прямо по направлению взгляда. На всё, что не попадает в зону этого пятна, человек способен только отреагировать и решить, достойно ли это изменение обстановки большего внимания и взгляд нужно перенсти на него, чтобы включить в общую картину или нет.

Когда человек оценивает окружающую обстановку, его взгляд постоянно перемещается от одной точки к другой, выхватывая наиболее важные детали и сохраняя их в памяти.

Всё, что видит человек - это не сиюминутный снимок того, что перед глазами. Это то, что он запомнил, пока его глаза прыгали от одной точки к другой. Таким образом создаётся общая картина окружающей обстановки, которая в голове складывается из маленьких снимков в одну большую панораму. И, если обстановка статична, то нет необходимости часто обновлять её и анализировать, достаточно сделать это однажды, а затем только уточнять и использовать запомненные детали. В построении статичной картины окружающей обстановики память играет бОльшую роль, чем зрение. Мы достаточно хорошо ориентируемся в плохо освещённой комнате, которую видели при свете. Нам достаточно мелких деталей, чтобы достроить всё остальное и не наткнуться на угол стола, проходя мимо него, даже если не видим этот стол целиком.

Но при быстром изменении обстановки всё происходит немного иначе. Здесь начинает играть роль время, за которое человек способен перемесить взгляд от одной точки к другой и проанализировать произошедшие изменения. При быстрых изменениях обстановки начинает проявляться эффект туннельного зрения. На большой скорости обстановка вокруг меняется слишком быстро и человек просто не успевает перемещать взгляд так, чтобы создать полную сиюминутную картину. Зона, которую он успевает обработать сужается, потому что если он попытается построить полную картину обстановки, то не успеет зафиксировать и обработать более важные изменения, которые происходят по направлению движения автомобиля. Поэтому ему приходится отбрасывать то, что для него несущественно. А в эту категорию попадает практически всё, что не находится на пути его движения. Это и есть основная причина эффекта туннельного зрения. Именно поэтому водитель на большой скорости способен детально оценить только то, что находится прямо по ходу движения в пределах определённого угла, который тем уже, чем выше скорость автомобиля.

Но почему же тогда даже при движении на большой скорости складывается достаточно полная картина окружающей нас обстановки? Это происходит благодаря способности человека строить предположения относительно того, как изменится обстановка, способности прогнозировать будущие события на основе уже полученных данных и приобретённом опыте. Мы знаем, как двигается автомобиль и на этом основании можем построить траекторию его движения при определённых условиях. Мы знаем, как ведёт себя средний пешеход и можем спрогнозировать его поведение. Все наши предположения строятся на знаниях, полученных в течение жизни и их точность зависит от того, как часто нам приходилось сталкиваться с той или иной стуацией. Вероятность точного прогноза не равна 100%, но той точности, которая есть, в большинстве случаев, достаточно для того, чтобы при отклонениях от ожидаемого можно было успеть увидеть изменения, оценить их, сделать очередной прогноз и внести поправки в свои собственные действия. И чем выше скорость изменений, тем более частые и более кратковременные прогнозы нужно делать. Пример, который это хорошо демонстрирует - попытка отойти с пути автомобиля, который двигается прямо и когда автомобиль виляет из стороны в сторону. В первом случае траектория движения достаточно легко предсказуема, а во втором - нет. В первом случае нет необходимости уделять много внимания автомобилю и можно больше внимания уделить окружающей обстановке. Во втором надо больше внимания уделять автомобилю и меньше тому, что происходит вокруг.

Как снизить количество внимания, уделяемого решаемой проблеме? Для решения этой проблемы есть несколько подходов.

  1. Приобрести необходимый опыт для ускорения скорости оценки ситуации.
  2. Сделать так, чтобы изменения происходили достаточно медленно.
  3. Планировать будущие действия.

Есть ещё один способ: не попадать в подобные ситуации. Но для этого проще покончить жизнь самоубийством, чтобы не мучить себя и других. Его мы рассматривать не будем. Поговорим об остальных.

Рассмотрим ещё один пример - водитель-новичок и водитель со стажем. Первый медленно разгоняется, медленно едет и тормозить начинает задолго до препятствия, а попав в сложную ситуацию ведёт себя не совсем адекватно. Второй быстро оценивает ситуацию, не глядя переключает передачи, быстро разгоняется и коротко тормозит. Почему? Всё дело в приобретённом опыте. Новичку приходится отвлекаться на органы управления и много времени тратить на оценку дорожной ситуации, он ещё не бывал в подобных ситуациях и не привык к расположению органов управления, не знает длины тормозного пути. У водителя со стажем достаточно большой приобретённый опыт, он бывал в разных ситуациях на дороге и он может выстраивать предположения об изменениях в ситуации на основе бОльшего количества знаний, чем новичок. Также ему не нужно искать глазами рычаг переключения передач, переключатель поворотов, нащупывать педали, потому что это достаточно статичные вещи, которые всегда находятся на одном месте. И чем больше водитель водит автомобиль, тем более свободно он чувствует себя на дороге за счёт постоянно приобретаемого нового опыта, в тем более сложных ситуациях он может принять правильное решение и за более короткое время, потратив на её оценку меньше внимания.

А теперь представьте себе такие две ситуации. Первая - Вы лавируете между автомобилями, двигаясь по встречной полосе, где все (и вы в том числе) двигаются со скоростью 20 - 30 км/ч, и вторая - вы делаете тоже самое, но в попутном потоке автомобилей, скорость отдельых автомобилей в котором 90 - 100 км/ч. Где Вы будете чувствовать себя комфортнее? Не знаю, как Вы, а я предпочту второе по одной простой причине. В первом случае изменение ситуации происходит слишком быстро для того, чтобы её адекватно оценить, несмотря даже на низкую скорость движения самих автомобилей. Скорость изменения обстановки во втором случае достаточно низка, можно сказать даже, что ситуация достаточно статична, несмотря на высокую скорость самих автомобилей, потому что все автомобили двигаются примерно с одной скоростью и их положение относительно друг друга изменяется достаточно медленно. Если только на дороге не произойдёт что-то из ряда вон выходящее. Вот здесь-то и становится видна важность планирования.

Казалось бы, что и как можно планировать в быстро меняющейся ситуации на дороге, не говоря уже о боевых исскуствах?

Оказывается можно. Всё зависит от того, куда вы смотрите и как анализируете окружающую обстановку. Не будем пока касаться боевых исскуств, продолжим разговор о дорожном движении. Я за рулём с 12-ти лет, стаж вождения у меня больше 20-ти лет и, опираясь на свой опыт, могу сказать, что планирование поведения моего и окружающих - это обычная для меня практика на дороге. Опираясь на свой опыт, на основе изменений за какой-то промежуток времени в окружающей обстановке, я могу спланировать будущие изменения при определённой линии своего поведения. Я знаю основную реакцию окружающих на те или иные действия и на этом основании с достаточно высокой точностью могу предположить, как изменится обстановка при определённых действиях с моей стороны. Это относится только к тем участникам движения, в непосредственном визуальном контаке с которыми я нахожусь. Но есть ещё и те, кто не видит меня непосредственно и не может скорректировать линию своего поведения в зависимости от моей. В основном это те, кто едет впереди меня на несколько машин и чьи неожиданные действия могут повлиять на тех, кто непосредственно рядом со мной. Вот здесь и становится важным, то, куда смотреть. Если вы смотрите только на тех, кто рядом с вами, то никогда не сможете правильно оценить ситуацию на дороге. Вы никогда во время не поймёте, почему водитель впереди вдруг резко затормозил или водитель справа вдруг рванулся в вашу сторону. Для того, чтобы вовремя и правильно реагировать на ситуацию нужно смотреть не на ближайших соседей, а на 2-3 машины вперёд и в стороны, тогда действия ближайших соседей по движению будут очевидны и никогда не будут неожиданными. Чем более широко вы оцениваете ситуацию, тем более точно вы можете спланировать те или иные изменения, которые должны произойти в непосредственной близости от вас.

У меня достаточно агрессивный стиль вождения, я не люблю, когда какой-нибудь тормоз тащится передо мной, мешая ехать так как я хочу и это определяет моё поведение на дороге. Но это не значит, что я мечусь из стороны в сторну, пытаясь его объехать во что бы то ни стало. Я стараюсь планировать ситуацию на дороге таким образом, чтобы у меня всегда было достаточно места для манёвра. И это мне в большинстве случаев удаётся. Некоторые даже говорят, что когда я еду, создаётся впечатление, что передо мной все расступаются. Это, конечно, не так, хотя и льстит моему самолюбию, но для вождения в подобном стиле приходится придерживаться нескольких правил:

  1. Не упираться взглядом во впереди идущую машину, а смотреть на 2-3 машины вперёд. Тогда, в случае необходимости, тормозить начнёшь раньше того, кто перед тобой. А при поворотах как бы "заглядывать за угол", чтобы не встретиться с "чёртиком из табакерки", неожиданно появившемся из-за угла.
  2. Двигаться примерно со скоростью потока. Разница не должна быть больше 10 км/ч. Этого обычно достаточно, чтобы выполнить нужный манёвр никому не мешая и избежать неожиданностей.
  3. Не делать резких манёвров, тогда соседи по дороге достаточно адекватно реагируют даже на не очень корректные действия. Так от них легче добиться наиболее ожидаемой реакции.
  4. Постоянная практика. Как можно чаще садиться за руль автомобиля для поддержания и развития собственного опыта.
Разумеется, исключения из правил бывают. За самосвал не особенно-то заглянешь и не всегда дают выполнить задуманное, но соблюдение этих правил даёт возможность избежать неожиданных ситуаций и серьёзных последствий

И как это всё относится к боевым исскуствам? Прямо.

  1. Не упираться взглядом в одну точку. Если мы упираемся взглядом в одну точку, например, в глаза, то мы не видим, что происходит с остальными присутствующими, если их несколько и что они собираются делать и, соответственно, мы не можем спланировать действия оппонента и свои с достаточной точностью. При работе против нескольких оппоненотов это особенно важно. Свои действия нужно планировать заранее. Не нужно, конечно, планировать каждое движение, но общую ситуацию - просто необходимо. Работая с одним, нужно уже искать глазами следующего, чтобы, когда до него дойдёт очередь, быть к этому хорошо подготовленным - иметь в голове уже сложившуюся картину окружающей обстановки и возможный набор предстоящих действий.
  2. Двигаться в соответствии с ситуацией, не пытаясь опередить события. Если мы двигаемся слишком быстро или слишком медленно, то мы рискуем потрерять контроль над ситуацией, потому что оказаться слишком рано в нужной точке ничуть не лучше, чем оказаться там же слишком поздно. Если мы двигаемся со скоростью атакующего, то он как бы останавливается относительно нас, и тогда появляется достаточно времени для нужных действий. Это вовсе не значит, что не нужно двигаться быстро. Нужно двигаться в соответствии с действиями оппонента.
  3. Не делать резких движений. Они плохо управляемы и увеличивают вероятность потери контроля над ситуацией. Можно не успеть оценить её неожиданного изменения. Только не надо путать резкость и скорость. Плавное движение - не медленное движение, резкое - не быстрое, а, скорее, торопливое движение. Резко поставленный блок может пройти мимо атакующей руки.
  4. Постоянно практиковаться в выбранном БИ (а может даже и не в одном). Без этого все остальные пункты бессмысленны. Без приобретения необходимого опыта невозможно правильно оценить действия оппонента и спланировать свои действия. Без приобретения необходимого опыта не будет возможности оторвать взгляд от атакующего, потому что не будет понятно, что он собирается делать и придётся по факту отслеживать его движение. Чем больше приобретённый опыт, тем выше способность правильно реагировать на любые, даже очень неожиданные для непосвящённого человека ситуации, но хорошо изученные для постоянно практикующего. Всегда легче воспользоваться готовым шаблоном, чем изобретать что-то на ходу. Постоянная практика нужна также для оттачивания технических действий, чтобы не было необходимости отвлекаться на такие вещи, как взятие на болевой контроль, перехваты и другие манипуляции руками, на которые без необходимого умения придётся переводить взгляд и отвлекать своё внимание как водителю-новичку приходится отвлекать внимание на рычаг переключения передач, указатель поворота и педали, теряя контроль над ситуацией на дороге.

У японцев есть такое загадочное понятие, просветление. О человеке, достигшем моного на с воём пути могут сказать: "Это - просветлённый человек". И некоторые мастера достигали просветления (по их словам). Самое смешное, что смысл этого понятия прост до предела. Просветлённый = знающий, обладающий необходимым опытом. А как можно получить опыт без постоянной практики? Можно приобрести чужие знания, но добиться успеха в выбранной области знаний можно только через постоянную практику, только через приобретение собственного опыта. Это относится ко всем сферам деятельности, не только к боевым искусствам.

И ещё хочу добавить о расслаблении. Очень многие любят об этом поговорить. Я предпочитаю слово "раскрепощённость", оно точнее отражает смысл того, в каком состоянии нужно быть, отрабатывая или применяя свой технический арсенал.

Способность работать раскрепощённо, не перенапрягаясь приходит со временем, по мере набора опыта. Опять же, можно провести аналогию с вождением автомобиля. Человек, впервые севший за руль, очень перенапряжён, с него бывает даже пот капает. Это происходит потому, что он попадает в незнакомую ситуацию и не знает, как правильно на неё реагировать. Но по мере набора опыта эта обстановка становится привычной и перенапряжение уходит. Опытный водитель может легко вести автомобиль отвлекаясь на всякие мелочи (в разумных пределах, конечно). В БИ всё происходит точно также. То расслабление, которого требуют сэнсэи нужно только для более лёгкого усвоения формы техник, но не для применения. Для их применения нужна хорошая физическая подготовка и постоянные тренировки с разными по физическим возможностям партнёрами без разделения на зажатых-расслабленных, больших-маленьких, сильных-слабых, новичков-старичков. Это необходимо для приобретения нужного опыта в мирных условиях.

И какие же из этого всего выводы? Каждый их делает сам. Я только попытался изложить свой взгляд на то, куда смотреть и почему. Получилось, правда, несколько шире.

Хостинг от uCoz